В начале курса Олег дал несколько очень важных принципов касательно того, как возникают проблемы, и касательно самостоятельной психологической работы. Увидеть в себе определенные особенности восприятия, привычные шаблоны чувств и мыслей было очень важно. Спасибо Олегу за указания, куда смотреть внимательнее.
Ценное:
· Следование за болью. Боль заслуживает уважения.
· Честность с собой.
· Желание/нежелание решать проблему.
· Принцип выбора, неизбежность потерь.
· Невежество, незнание о нем.
· Много способов переложить ответственность.
· Стремление всё изменить на базе иллюзии понимания ситуации. Собственная капризность.
· Определение своей реальной мотивации к психологической работе.
· Квантовые скачки сознания, их следствия на практике.
· Ступенчатость, эволюционность развития.
· Природа иллюзий. Большое количество лжи самому себе.
· Природа несчастья – в пачке неотвеченных «вопросов».
· Страх потери себя, психологической смерти.
Впечатления по ощущению самостоятельности. Приятное впечатление оставляет не сама психологическая работа, а скорее постановка вопроса: Я берусь сам шаг за шагом разбираться со своей проблемой, со своей жизнью. С одной стороны это амбициозно, с другой стороны эта задача, которая никому другому неинтересна, неподсильна, неподвластна, при трезвом подходе приносит свои плоды. Один из важных элементов трезвого взрослого подхода – это понимание, что болезненная проблема, которая присутствует в жизни давно, не может быть кардинально разрешена ни за несколько сессий с психологом, ни за пару месяцев самостоятельной работы. То, что доступно, – это последовательные маленькие шаги, направленные на корректировку ситуации. Моментальные изменения – это лишь иногда возникающая внешняя иллюзия или фантазии. Реально под этими «моментальными» изменениями лежат причины, подготовка, обстоятельства, работа, даже если всё это происходит неосознанно.
Сама психологическая работа довольно рутинна, в процессе бывает интересно, бывает неприятно, и всё идёт медленнее, чем хотелось бы. Но когда через время оглядываюсь назад, вижу, что сдвиги есть, что миллиметры складываются в метры, метры накапливаются, и это ободряет.
Можно сказать, что семинар предлагает сухой научный подход (анализ) к рассмотрению живого больного материала (чувств). Какие элементы тут можно выделить:
· Поиск самой актуальной проблемы.
· Четкое, ясное описание проблемной ситуации.
· Формулирование вопросов по ситуации.
· Любой вопрос можно разворачивать самому себе.
· Если неизвестен точный ответ, всегда есть возможность выписать несколько гипотез.
· Пытливость. Задавание альтернативных вопросов.
· Расчленение проблемы на составляющие.
· Критичность мышления. Выявление логических нестыковок.
· Наведение порядка. Кропотливое раскладывание по полочкам.
· Принципиальная важность письменной работы.
· Проверка ответов на вопросы в жизни. Тестирование (в том числе конкретными действиями).
Звучит всё это довольно скучно, но когда дело касается существенной для всей моей жизни проблемы, сразу становится интересней докопаться до сути, рутинные процедуры приобретают смысл.
Как говорил профессор Преображенский, «разруха не в клозетах, а в головах». Бардак в голове ведет к бардаку в жизни. Поэтому начинаю наводить порядок в голове, который упорядочивает жизнь. Я заметил, что во время курса в сфере порядка в голове и жизни начали происходить изменения: выбросились старые вещи, вокруг меня стало чище дома и на работе, заброшенных в долгий ящик дел стало меньше, я стал меньше опаздывать, стал чуть меньше жаловаться на жизнь и чуть больше делать. Мне очень нравится выражение «конструктивный подход». По факту это бывает довольно скучно (вместо эйфории от фантазий о великих свершениях – регулярный труд), но когда надоедает ныть и прятаться от своих проблем, реакции на жизненные/бытовые ситуации перестраиваются. Отчасти это то, что называют «просто возьми и сделай». И это проявляется/начинается с мелочей: протереть пыль на столе и выкинуть мусор, купить новые носки, погладить рубашки, избавиться от книг, которые годами не снимаются с полок и только занимают место, не пожалеть денег на дорогую зубную щетку и пасту, сходить к стоматологу, вымыть окна, починить держатель для туалетной бумаги, порадовать себя, купив в магазине экзотический фрукт, делать паузы в офисной работе, перестать суетиться в общественном транспорте – двигаться спокойнее и медленнее, носить с собой блокнот и ручку – записывать туда мысли, наблюдения, выбросить бесполезные мелочи из старых поездок…
Как курс «Уверенность в себе» был не вполне про уверенность в себе, так курс «Сам себе мозгоправ» не вполне про решение проблем, он про технологию. И в этой технологии нет ничего принципиально сложного для понимания, но есть ряд важных особенностей, которые легко ускользают от внимания, по поводу которых легко обмануть самого себя: именно указание на такие тонкие места оказалось очень ценным.
Чем собственно курс отличается от самостоятельной на 100% работы?
· Дается теория. Важная. Ее осмысление с примерами своих чувств и жизненных ситуаций очень помогает.
· Возможность советоваться с профессионалом. Подсказки Олега, куда смотреть внимательнее, его уточняющие вопросы и наводки ускоряют работу.
· Дисциплинирующий фактор регулярных занятий и необходимость готовиться к ним. Знание, что Олег будет читать мои записи, стимулирует выражать мысли четче/точнее.
· Наблюдение за примерами других участников.
· Публикация своих разборов на форуме дополняет/усугубляет процесс признания самому себе в тех вещах, которые видеть неприятно и не хочется. Лично мне было важно пройти через чувства, которые испытываешь, когда делишься очень личным (пусть и с ограниченной группой людей, на закрытом форуме).
Но каждый из этих пунктов дает эффект только при условии самостоятельной работы: вчувствоваться, вдумываться, формулировать, задавать вопросы, отвечать, искать… Когда есть внимательное погружение в свой внутренний мир и свою проблему, тогда есть возможность дополнить свою работу указаниями профессионала и прочими бонусами семинара.
Можно сказать, что по результатам курса на сегодняшний день внешне в моей жизни вообще ничего не поменялось. При этом за пару месяцев мощно продвинулось мое понимание проблемы, мое понимание себя. Кроме того начали проявляться плавные корректировки в сфере чувств, что радует.
В рамках семинара форма работы получается довольно интересная. Очевидным образом это не групповая терапия, это не личная терапия, но при этом какой-то групповой эффект есть и при этом Олег уделяет внимание каждому участнику лично. С учетом домашних заданий выходит эффективная смесь: в том числе с точки зрения финансовых затрат. Мне такой формат очень нравится. Личная работа с терапевтом мне, конечно, интересна и приятна (был непродолжительный опыт), но с учетом навыков наблюдения/разбора/анализа, полученных на курсах «Уверенность в себе» и «Сам Себе Мозгоправ», я могу значительную часть работы делать самостоятельно, и в связи с этим у меня нет необходимости в продолжительных беседах с терапевтом. При таком подходе нужны подсказки время от времени, нужен взгляд со стороны, нужна возможность задать время от времени вопрос. Ну, и дополнительный дисциплинирующий фактор тоже играет роль. В рамках семинаров, которые ведет Олег, всё это есть, и оно дополняется примерами других участников и теорией. На выходе я имею результаты, на которые при индивидуальной работе с терапевтом я бы потратил ориентировочно раза в три больше денег (учитывая, что моя скорость осознания довольно медленная). Такая эффективность мне по душе.
Какие еще наблюдения по формату семинара:
· Был важен довольно длинный период времени (8 марта – 26 апреля), так как осознания идут не особо быстро. Возможность почувствовать вкус систематической работы.
· Были важны недельные промежутки во второй половине семинара, когда работа стала глубже и сложнее. Промежуточные занятия в первой половине тоже важны: и для разгона/тонуса, и для корректировки технологии работы;
· Основные занятия по воскресеньям (а не по субботам) весьма удобны. После рабочей недели есть время отдохнуть, доделать домашку.
Благодарю Олега за создание этого курса и за важные подсказки, они помогли мне продвинуться в понимании своих проблем, понимании себя.
Благодарю других участников, кто работал на курсе: ваша работа, ваше присутствие было важно и полезно.